sergey_mishenev (sergey_mishenev) wrote,
sergey_mishenev
sergey_mishenev

Вопросы - 4

Какую форму обучения выбрать: групповую или индивидуальную?
Хороший, между прочим, вопрос. В прежние времена я, неизменно отвечал – только индивидуальную!



Действительно, индивидуальный урок фехтования обеспечивает наиболее точную передачу мастерства от учителя к ученику. Именно в индивидуальном уроке настоящий мастер способен полностью раскрыть, расшифровать свое искусство, и раскрыться сам как учитель, психолог, лидер. Именно в индивидуально уроке магия посвящения проявляется особенно ярко, именно здесь, в таинстве один на один, происходит подлинное волшебство преображения неофита.



Технологически, индивидуальный урок обеспечивает мгновенную подстройку ситуации (ритма, интенсивности, эмоций и даже темы урока) под сиюминутные запросы и возможности ученика. При этом, ученик способен останавливаться, задавать вопросы, просить повторить наиболее сложные и непонятные элементы программы, варьировать скорость и плотность выполнения приемов и т. п.
Большое удобство для учащегося индивидуальной формы обучения представляет и индивидуальное расписание. Такое расписание каждый может составить с учетом собственного жизненного графика и потребностей, выбирая для себя любые дни, любые часы, и любое количество уроков в неделю. Так же, если учащийся индивидуальной программы не может, в какой-то день, прийти на урок, у него имеется возможность отменить его, или перенести на другой день.



Кроме того, и историческая традиция отчетливо указывает на индивидуальный урок как на единственный верный способ передачи ВЫСШЕГО мастерства. В то время как групповые (шереножные) технологии, эта самая традиция относит исключительно к оперативным нуждам массового обучения. Яркий пример – обучение самым элементарным приемам фехтования в армии.
Одним словом – сплошные преимущества!
Однако, за последние годы, я несколько пересмотрел свое отношение к групповым занятиям, находя в них плюсы, которых нет даже в индивидуальном уроке.
Самый очевидный из этих плюсов, это то, что занятие групповое. То есть, эта форма обучения подразумевает коллектив. А коллектив, как известно, это сила! В нашем случае, коллектив обеспечивает создание определенного настроения во время тренировки, чувство общности, радость совместного познания, командный дух.



Групповые занятия хорошо стимулируют дисциплину, обеспечивают стойкое рабочее настроение, а так же некоторую конкуренцию между учащимися, что создает дополнительную мотивацию к индивидуальному росту.



Так же, группа обеспечивает каждого учащегося партнером. Точнее – партнерами. Причем, партнерами реальными, как говорится, из плоти и крови, со своими человеческими и двигательными особенностями, достоинствами, недостатками. То есть, учащийся группы учится применять изучаемые приемы против реального человека. Опять же, оговорюсь, не против ОДНОГО реального человека, а против РАЗНЫХ людей. Это в корне отличает условия существования того или иного фехтовального приема в группе, от тех, в общем то, инкубаторных условий, в которых происходит знакомство с приемом в индивидуальном уроке. В последнем случае, учащийся выполняет прием против идеального и непогрешимого абсолюта, каковым является любой квалифицированный специалист тренер. И – этот эффект хорошо известен специалистам – при переходе в область боевой практики, учащийся индивидуал часто сталкивается с трудностями адаптации идеального фехтовального приема к реальности поля боя. Ненадолго, конечно, но сталкивается.



Так же, при ближайшем рассмотрении, обнаруживается еще одна интересная особенность группового обучения. А именно: в процессе изучения материала, учащиеся по очереди ассистируют друг другу, выполняя, таким образом, отчасти, тренерскую функцию. И в процессе выполнения такой функции, каждый учащийся, знакомится с каждым изучаемым элементом не только снаружи (в качестве активного исполнителя), но и изнутри.



Ну и конечно, атмосфера дружеского общения, которая зарождается в хорошем коллективе, совместное решение задач и достижение целей, взаимопомощь и взаимовыручка, совместные праздники, все это обеспечивает целый набор эмоциональных преимуществ группового обучения перед старым добрым индивидуальным уроком.



Ах да, и конечно, еще одно заметное преимущество группового обучения — его стоимость. К примеру, в нашей Академии, стоимость одного индивидуального урока составляет 1000 рублей. А обучение в группе, в среднем (в зависимости от количества дней в месяце), — 500 рублей за одну тренировку. При этом индивидуальный урок длится 40 минут, а занятие в группе — полтора часа. Несложно подсчитать, что обучение в группе в четыре раза дешевле.



Что же касается динамики обучающего процесса, то в процессе группового занятия обучение проходит значительно быстрее, а при индивидуальном уроке — глубже, качественнее.
Поэтому некоторые учащиеся выбирают для себя универсальный формат. То есть — регулярно занимаются в группе, и, периодически, назначают себе индивидуальный урок. Таким образом, ученик как бы «убывает двух зайцев»: с помощью группы обеспечивает себе быструю программу обучения, и, с помощью индивидуального урока, повышает качество.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments