?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

ОСТРОВ ДЛИННЫХ МЕЧЕЙ

В очередной раз, наша Академия открывает класс длинного меча. Занятия будут проходить в новом фехтовальном зале на Васильевском острове, размеры которого позволяют уверенно орудовать мечами двум десяткам бойцов одновременно. Для нужд нового направления мы уже сейчсас закупаем необходимое оборудование и разрабатываем специальный дизайн зала, который должен способствовать наиболее эффективному и интересному обучению. И пока происходят все эти важные приготовления, пока формируется новая группа, я решил вспомнить о истории меча. Не вообще, конечно, а в масштабах нашей школы и моей фехтовальной жизни...
Мой учитель Николай Владимирович Чугунов специализировался на шпагах. Собственно, позже, эта специализация и мне передалась. Однако, романтика средневекового фехтования очень интересовала моего маэстро, и поэтому он, еще с конца 70-х годов пытался заказать себе настоящий меч. В те времена это было непросто, поэтому заказ и его реализация затянулись на много лет. Строго говоря, первые мечи у Чугунова появился уже при мне, то есть во второй половине 80-х.
Я хорошо помню эти внушительнгые двуручники: широкие тяжелые клинки, клепаные из трех частей перекрестья, резные деревянные рукояти с ромбовидными утолщениями посередине... Практиковались на этих мечах сам Чугунов, и его старший ученик, так же мой тренер, Константин Евгеньевич Охонский.
Размашистые, амплитудные движения, звон тяжелых клинков, настоящие искры... Да, это впечатляло!


Неприлично юный Сергей Мишенёв с двумя саблями против Руслана Каприлова с длинным мечом.

То фехтование, хотя и называлось историческим, к настоящим, историческим школам фехтования отношения почти не имело. Это было то, что спустя много лет я стал называть классицизмом. То есть использованием классической техники на неклассическом оружии. Кстати, довольно эффективная, хотя и не историчная технология. И именно ей я начал учиться в те годы. В последствии, по технологии классицизма, я освоил практически все виды европейского холодного оружия. Но сейчас речь не о нем.
Первые настоящие знания о длинном мече я получил не в фехтовальном зале, а в библиотеке. Государственная Публичная, ныне - Российская Национальная библиотека, обладает большим собранием фехтовальных трактатов, которые я изучал в течении нескольких лет. И, в частности, мне довелось познакомиться с несколькими работами, посвященными длинному мечу.
Именно там, в читальном зале Публички я увидел подлинные движения со старинными мечами и даже начал их воспроизводить...
В последующие годы мне пришлось довольно много работать с мечами - на выступлениях, мастер-классах, съемках.


Семинар по длинному мечу в Италии. Сергей Мишенёв и Али МакЛелан.

В 1989 году я начал работать в конно-спортивном театре "Зрелище". Как раз в тот момент, когда театр начал работу над крупным гастрольным проектом - первым в Советском Союзе шоу "Рыцарский турнир". Специально для этого турнира были изготовлены шесть мечей, несколько щитов, кольчуги, рыцарские плащи-коты и горшковидные шлемы. Мне досталась работа по постановке и исполнению боев на мечах. Эта часть шоу считалась менее значимой, чем конные бои на копьях, однако для меня это была первая настоящая самореализация. В дальнейшем, вместе с театром и этой программой, мы совершили длительное турне по России - Владимир, Гусь Хрустальный, Саранск, Елец и еще несколько городов.
С середины 90-х годов, в течении нескольких лет, я работал каскадером и постановщиком боев на последней советской исторической кино-эпопее "Ермак". В течении долгих месяцев я ставил самые разнообразные бои на саблях. Их, в какой-то момент, стало так много, что эта самая сабля начала мне буквально сниться. С тоской вспоминал я близкие моему духу европейские шпаги, рапиры и мечи. И вот - неожиданная радость! В армии Ермака появился новый персонаж - ливонский рыцарь с настоящим длинным мечом! Эпизоды с его участием (роль рыцаря исполнил Сергей Джигурда) я ставил с особым усердием. А момент, где рыцарь одним махом сносит голову татарину, не доверил никому: сам вооружился искусственной татарской головой и с наслаждением исполнил этот трюк.


Древний архив. Трюковая группа кино картины "Ермак".

А в 2007 году, я получил предложение от кинокомпании "Никола-фильм" на очень большую работу. Для картины с рабочим названием "Александр. Молодые годы" нужно было поставить большое колличество боев, подготовить трюковую группу, взять на себя фехтовально-художественный контроль над армией реконструкторов и обеспечить более-менее сносное фехтование постоянно меняющейся массовке. С этого момента, нескольких своих наиболее сильных учеников я полностью перевел на мечи и в течении полугода мы занимались только этим оружием. Одновременно началась работа над постановкой боев.
Эти бои, впрочем, не должны были напоминать фехтование из западноевропейских трактатов позднего Ренессанса, поэтому мои библиотечные знания, в этот раз, почти не пригодились, а основная часть работы была произведена по технологии все того же старого, доброго классицизма.


Длинный меч на книжной ярмарке в Санкт Петербурге, 2014 год.

Но самые главные знания о длинном мече я получил лишь в начале 2014 года. К этому времени я уже знал все ключевые трактаты, имеющие отношения к этому предмету, сделал ряд переводов, уверенно владел базовой терминологией, поставил десятки боев в кино, театре, на телевидении, подготовил учеников и учителей, однако только знакомство с мастером из Словакии Петером Козой раскрыло мне настоящие секреты немецкой школы "А", последний семинар по которой он провел специально для моей группы.


Маэстро Коза демонстрирует технику со своим учеником Бореком Бельфином.

К этому моменту, в моей школе уже не было длинного меча - основные силы нашей команды были сосредоточены на колющей и рубящей классике, мы изучали национальные виды фехтования, такие как матрак, парикаоба, польская крестовая школа, индийская боевое искусство "гатка". Однако, после семинара маэстро Козы, я принял внутреннее решение о возвращении длинного меча в наш арсенал. Для этого, впрочем, нам нужны были новые производственные мощности. Прежде всего - новый зал. Кроме того - новый инструктор, способный преподавать длинный меч и соответствующий профессиональным запросам и традициям преподавания нашей Академии.
Теперь, все это есть.
Как продолжится история длинного меча в нашем маленьком фехтовальном государстве - покажет время. Вероятно впереди нас ждут турниры и фестивали, выездные зарубежные семинары и мастер-классы иностранных специалистов, выступления, съемки в кино, трудовые будни совместные праздники.
А начнем мы традиционно - с формирования новой группы.
Звоните 8(921)9510127 и записывайтесь!

Comments

( 6 comments — Leave a comment )
jarturalabaj
Jan. 4th, 2017 08:22 am (UTC)
"роль рыцаря исполнил Сергей Джигурда" - Сергей Клановский (эпизодическая роль Юзофа, рыцаря Ливонского ордена). Никита Джигурда сыграл Ивана Кольцо.
Найти бы еще этот эпизод. Я что-то вообще никакого ливонского рыцаря Юзофа не помню (помню, что фильм дебилешенький, лав стори в исторических декорациях, плюс рычащий и вращающий глазами Джигурда и "деревянная" Алферова, которая вообще ничего сыграть не может, только демонстрирует себя). Видимо, ниасилила, надоело.
Возможно, у Вас есть видеоархивы Ваших киноработ? Вот было бы интересно, если бы Вы этот эпизод с рыцарем и мечом выложили. Не пересматривать же ради этого сериал, который ниже всякой критики!
PS. Я в восторге от Вашей работы в "Мушкетерах Екатерины". Сцены фехтования поставлены просто блестяще, пересматривала их не раз.
jarturalabaj
Jan. 21st, 2017 07:28 pm (UTC)
Вы меня сглазили этим ливонским рыцарем, эпизод с отрубанием татарской головы ест мой мозг. Ради того, чтобы это увидеть, села пересматривать сериал (Бесит меньше, чем в юности - тогда я была более нетерпима к историческим "ляпам"). Пока просмотрела три серии, нашла длиннолицего блондина, которого Яндекс идентифицирует как "Юзофа, рыцаря Ливонского ордена" (вот как зритель должен об этом догадаться?!)- он там с другим казаком вслух подсчитывает число татарских костров перед решающей битвой. В сценах битвы за крепость Кучума этого блондина не видно. Может, дальше? Эх, хоть бы не видео, хоть бы фото с этим кадром засмотреть!
sergey_mishenev
Jun. 27th, 2017 01:20 pm (UTC)
В те далекие времена у нас были только пленочные фотоаппараты. Именно в день съемки отрубания головы мы сделали большую серию снимков. Но по недосмотру нашего фотографа вся пленка оказалась засвечена. В результате у меня лично только два бумажных снимка с этой картины.
Но отрубание в картину вошло точно, я сам видел.
jarturalabaj
Jun. 27th, 2017 01:41 pm (UTC)
Вы разбили мне сэрдцэ.:(
А что за битва была хотя бы (первая, когда казаки брали штурмом столицу Ермака, или вылазка во время осады)? Может, так удастся на диске найти этот эпизод. На ю-тубе его нет, видимо, неполная версия...
sergey_mishenev
Jun. 27th, 2017 01:50 pm (UTC)
Я не помню! Сам смотрел фильм очень давно. Но, думаю что этот эпизод был не во время штурма. Никакой крепости рядом не было, сражались в чистом поле. Эпизод хорошо видно: Джигурда зарубает в живот одного татарина, поворачивается на меня, делает рывок (меч немного "застрял" в первом татарине), и с разворотом сносит мне голову. Я падаю сначала на колени, затем на грудь.
jarturalabaj
Jun. 27th, 2017 03:16 pm (UTC)
Спасибо, поищу.
( 6 comments — Leave a comment )